Воскресенье, 19.05.2024, 09:12
Авторемонт. Всё, что может помочь...
Приветствую Вас, Гость!

Главная
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Диагностика и ремонт автомобилей » Железные вопросы » Очистка форсунок - пути решения
Очистка форсунок - пути решения
avtoremontДата: Понедельник, 23.02.2009, 09:40 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 95
Репутация: 0
Статус: Offline
Очистка форсунок - пути решения

АЛЕКСЕЙ ЗАХАРОВ

Необходимость регулярной очистки форсунок инжекторных двигателей - факт общепризнанный. Эффективность этой технологической операции зависит от способа очистки и необходимого оборудования для его реализации.

Для того чтобы эффективно очистить (т.е. удалить загрязнения) что-либо, необходимо понять природу возникновения и состав этих загрязнений. Например, основным источником загрязнения форсунок системы впрыска является бензин. Механические примеси в нем - это только видимая часть «айсберга». Фильтрующий элемент топливной системы и фильтры форсунки задерживают частицы крупнее 10-20 мкм, защищая форсунку от большей части механических загрязнений. Однако никакие фильтры не в состоянии защитить форсунку от так называемых тяжелых фракций в составе бензина.

В процессе работы двигателя корпус форсунки нагревается до температуры выше 100 ?С. При этом легкие фракции бензина испаряются, а тяжелые оседают на стенках каналов форсунки. Процесс образования отложений достигает своего пика в момент остановки двигателя, когда прекращается охлаждающее действие потока бензина. Образовавшиеся отложения имеют коксовую и смолисто-асфальтовую структуру с высокими молекулярными массами и устойчивы к растворителям. При этом наблюдается тенденция к росту скорости образования смолистых отложений, которые нарушают нормальную работу форсунок.

К примеру, возникновение в калиброванном канале слоя отложений толщиной 5 мкм может изменить производительность форсунки более чем на 20%.

Существуют различные технологии удаления подобных загрязнений. В авиационном моторостроение их удаляют путем обработки деталей смесью паров специальных растворителей при температуре 90-130 С, с последующей промывкой растворителями при температуре 80-95 С.

Для очистки автомобильных форсунок наибольшее распространение получили два способа. Первый предполагает воздействие на загрязнения высокоэффективными растворителями, которые добавляют в определенных пропорциях в бензин и используют в качестве топлива для работы двигателя. Такой способ не требует демонтажа форсунок для их очистки. Для его реализации нужна специальная установка, которая заправляется моющим раствором (сольвентом) и подключается вместо штатной системы топливоподачи. Очистка происходит в процессе работы двигателя.

Этот способ имеет неоспоримые преимущества, главное из которых в том, что не нужно выполнять трудоемкую операцию демонтажа форсунок. Кроме того, в процессе работы двигателя очищаются не только форсунки, но и другие элементы топливной системы, а также элементы клапанного механизма, камеры сгорания и выпускного тракта.

К недостаткам этого способа следует отнести:
- невозможность объективной оценки состояния форсунок до и после очистки;
- высокую стоимость моющего сольвента;
- невысокую эффективность очистки форсунок на двигателях с большим пробегом, имеющих застарелые труднорастворимые отложения.

Опыт применения такого способа очистки показал его высокую эффективность лишь в качестве регулярной профилактической меры для автомобилей с небольшим пробегом.

Отличительной чертой второго способа очистки является демонтаж форсунок и их промывка в специальной ванне. Трудозатраты на демонтаж в этом случае компенсируются высокой эффективностью очистки и возможностью визуального и инструментального контроля их состояния. Для оценки состояния форсунок проверяются форма факела распыления и герметичность клапана, а также сравнивается производительность форсунок одного комплекта.

 
avtoremontДата: Понедельник, 23.02.2009, 09:40 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 95
Репутация: 0
Статус: Offline
Высокая эффективность очистки достигается за счет использования явлений кавитации в моющей жидкости, при которой в ней возникает масса пульсирующих пузырьков, заполненных смесью пара и газа. Сложное движение пузырьков, их схлопывание, слияние друг с другом и т.д. порождают в жидкости импульсы сжатия (микроударные волны) и микропотоки, под воздействием которых происходит разрушение находящихся в жидкости твердых тел (кавитационная эрозия) и интенсифицируются химические процессы растворения. Эти процессы, имея правильно подобранные параметры, используются для ускорения растворения и отделения загрязняющих частиц от очищаемой поверхности.
Наиболее распространенным (но не единственным) способом возбуждения кавитации в жидкости являются высокочастотные звуковые колебания. Установки, использующие такой способ очистки, получили название ультразвуковых. Очистка форсунок в таких установках осуществляется в ультразвуковых ваннах, в которых используется специальная моющая жидкость и создается однородное ультразвуковое поле. Процесс очистки объединяет растворяющее воздействие моющей жидкости с механическими воздействиями кавитации на отложения загрязнений. В процессе очистки автомобильных форсунок основную положительную роль в удалении загрязнений из тонких протяжных каналов играет звуко-капиллярный эффект, обеспечивающий проникновение моющей жидкости в мельчайшие поры и каналы.

Кроме ультразвуковой ванны, такие установки имеет тестирующий стенд, позволяющий имитировать различные режимы работы форсунок и контролировать их основные параметры. Стенд обычно позволяет регулировать в определенных пределах давление топлива, частоту срабатывания клапана форсунки и длительность импульса впрыска. В наиболее «продвинутых» стендах существуют режимы автоматического изменения этих параметров для имитации режимов набора оборотов двигателя и его «торможения».

Для проверки форсунок используется специальная тестовая жидкость, не являющаяся легковоспламеняющейся. По плотности и вязкости жидкость близка к бензину и обладает высокой моющей способностью.

При всей эффективности ультразвуковых технологий очистки, они не могут использоваться для очистки форсунок, имеющих в конструкции керамические элементы. Чаще всего это - форсунки непосредственного впрыска. Производители таких форсунок не рекомендуют, а зачастую прямо запрещают использовать ультразвук для их очистки, так как в керамических элементах форсунок под воздействием ультразвука возникают микротрещины, которые в жестких условиях эксплуатации быстро прогрессируют, и в результате форсунка выходит из строя.
Таким образом, к достоинствам ультразвуковых установок следует отнести высокую эффективность очистки и возможность объективной оценки состояния каждой форсунки. Недостатками таких установок являются, во-первых, необходимость демонтажа форсунок и, во-вторых, ограничения возможности чистки форсунок непосредственного впрыска, имеющих керамические конструктивные элементы.

Такие установки целесообразно применять для очистки форсунок с сильными загрязнениями (автомобили с пробегом более 100 тыс. км); для автомобилей, где демонтаж форсунок не требует значительных трудозатрат; или в случаях, когда трудозатраты на демонтаж компенсируются стоимостью восстановленных форсунок.

Существует еще одна группа установок для тестирования и очистки форсунок, получивших название «кавитационных». Технология очистки в этих установках основана на объединении моющих свойств специальных сольвентов и кавитационных эффектов, возникающих в жидкости, протекающей по каналам форсунки. Кавитация в данном случае возникает за счет возвратно-поступательного движения клапана форсунки при частоте управляющих импульсов порядка 2000 Гц. Интенсивность кавитации в таких установках невелика, поэтому этот способ очистки допустим для форсунок, имеющих конструктивные элементы из керамики. Это - бесспорное преимущество установок такого типа. Еще одним достоинством является возможность повторного использования (после фильтрации) моющего состава, в отличие от установок для промывки форсунок на работающем двигателе, где сольвент сгорает вместе (или вместо) с бензином. К недостаткам этого метода следует отнести практически открытое распыление токсичного и легковоспламеняющегося сольвента, что требует защиты обслуживающего персонала и противопожарных мероприятий. Необходимо также экспериментально подбирать эффективную частоту срабатывания клапана для различных типов форсунок.

Каждая из технологий и, соответственно, моделей оборудования для их реализации имеет свои достоинства, которые в большей или меньшей степени проявляются в конкретных условиях обслуживания конкретного автомобиля. В идеале хотелось бы иметь в автосервисе все типы установок и использовать их в зависимости от состояния автомобиля и желаний клиента. Однако такой подход требует значительных материальных затрат и вряд ли может считаться рациональным.

 
Форум » Диагностика и ремонт автомобилей » Железные вопросы » Очистка форсунок - пути решения
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz