Очистка форсунок - пути решения АЛЕКСЕЙ ЗАХАРОВ
Необходимость регулярной очистки форсунок инжекторных двигателей - факт общепризнанный. Эффективность этой технологической операции зависит от способа очистки и необходимого оборудования для его реализации.
Для того чтобы эффективно очистить (т.е. удалить загрязнения) что-либо, необходимо понять природу возникновения и состав этих загрязнений. Например, основным источником загрязнения форсунок системы впрыска является бензин. Механические примеси в нем - это только видимая часть «айсберга». Фильтрующий элемент топливной системы и фильтры форсунки задерживают частицы крупнее 10-20 мкм, защищая форсунку от большей части механических загрязнений. Однако никакие фильтры не в состоянии защитить форсунку от так называемых тяжелых фракций в составе бензина.
В процессе работы двигателя корпус форсунки нагревается до температуры выше 100 ?С. При этом легкие фракции бензина испаряются, а тяжелые оседают на стенках каналов форсунки. Процесс образования отложений достигает своего пика в момент остановки двигателя, когда прекращается охлаждающее действие потока бензина. Образовавшиеся отложения имеют коксовую и смолисто-асфальтовую структуру с высокими молекулярными массами и устойчивы к растворителям. При этом наблюдается тенденция к росту скорости образования смолистых отложений, которые нарушают нормальную работу форсунок.
К примеру, возникновение в калиброванном канале слоя отложений толщиной 5 мкм может изменить производительность форсунки более чем на 20%.
Существуют различные технологии удаления подобных загрязнений. В авиационном моторостроение их удаляют путем обработки деталей смесью паров специальных растворителей при температуре 90-130 С, с последующей промывкой растворителями при температуре 80-95 С.
Для очистки автомобильных форсунок наибольшее распространение получили два способа. Первый предполагает воздействие на загрязнения высокоэффективными растворителями, которые добавляют в определенных пропорциях в бензин и используют в качестве топлива для работы двигателя. Такой способ не требует демонтажа форсунок для их очистки. Для его реализации нужна специальная установка, которая заправляется моющим раствором (сольвентом) и подключается вместо штатной системы топливоподачи. Очистка происходит в процессе работы двигателя.
Этот способ имеет неоспоримые преимущества, главное из которых в том, что не нужно выполнять трудоемкую операцию демонтажа форсунок. Кроме того, в процессе работы двигателя очищаются не только форсунки, но и другие элементы топливной системы, а также элементы клапанного механизма, камеры сгорания и выпускного тракта.
К недостаткам этого способа следует отнести:
- невозможность объективной оценки состояния форсунок до и после очистки;
- высокую стоимость моющего сольвента;
- невысокую эффективность очистки форсунок на двигателях с большим пробегом, имеющих застарелые труднорастворимые отложения.
Опыт применения такого способа очистки показал его высокую эффективность лишь в качестве регулярной профилактической меры для автомобилей с небольшим пробегом.
Отличительной чертой второго способа очистки является демонтаж форсунок и их промывка в специальной ванне. Трудозатраты на демонтаж в этом случае компенсируются высокой эффективностью очистки и возможностью визуального и инструментального контроля их состояния. Для оценки состояния форсунок проверяются форма факела распыления и герметичность клапана, а также сравнивается производительность форсунок одного комплекта.